Трансмиссионная жидкость ATF

Трансмиссионная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid) - важнейший элемент автоматических коробок передач.

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Назначение ATF
  2. Задачи ATF
  3. Характеристики ATF
  4. Стандарты для ATF
  5. Трансмиссионная жидкость ATF Shell для АКПП

В статье Автоматическая коробка передач - приведены характеристики основных типов  автоматических коробок передач и их конструкции.

Мы определили,что  главной   особенностью  автоматической трансмиссии является  отсутствие жесткой связи  между коленчатым валом двигателя и первичным валом.

Крутящий момент от двигателя к колесам передается через гидро трансформатор.  Он выполняет функцию сцепления. Рабочим телом в гидротрансформаторе  является трансмиссионная жидкость(масло) ATF.

Жидкость ATF относится к самым специфическим продуктам авто химии. 

Уникальные характеристики ATF обусловлены задачами, которые она выполняет.

Задачи ATF:

  • смазка;
  • охлаждение;
  • защита от коррозии;
  • защита от износа;
  • фрикционное сцепление для передачи крутящего момента.

Основные  характеристики ATF:

  • кинематическая вязкость при различных температурах: 40-1000С;
  • вязкость по Брукфильду  при температуре: - 10ºС
  • температура вспышки;
  • температура воспламенения;
  • вспениваемость;
  • антикоррозионные свойства;  
  • износостойкость.

Выше перечисленные характеристики используются  для сравнения свойств различных ATF.

Производители  жидкости для автоматических коробок передач используют стандарты, разработанные корпорациями General Motors и Ford.      

Стандарты трансмиссионных масел для АКПП

  • Тип F - введена Фордом в 1967 году для своих автоматических коробок,  а также использует Toyota.
  • Тип CJ - специальная жидкость для трансмиссий Форд C6. Характеристики соответствуют Dexron II.
  • Ограничение в использовании этого типа ATF -  не должна  использоваться в коробках, которые требуют Тип F.Может быть заменена на Mercon или Mercon V.
  • Тип Н -  не совместим с Dexron и типом F. Может быть заменена Mercon или Mercon V.Mercon – стандарт, введенный Ford  в 1987 году. Характеристики  практически не отличаются от Dexron II. Может использоваться для всех более ранних (до 1987г.) автомобилей Форд, за исключением тех, которые требуют типа F.
  • Mercon V - заменяет Mercon. Введенный в 1997 году для Ranger, Explorer V6 и Aerostar, а в 1998 для Windstar, Taurus  и Continental. Это  ATF для большинства последних моделей автомобилей  Ford.
  • Mercon SP - АТF только для трансмиссий Форд TorqShift .Ограничение в использовании-не использовать в трансмиссиях, требующих Mercon или Mercon V.
  •  Dexron – стандарт General Motors для оригинальной жидкости  ATF.
  •  Dexron II - улучшенная формула GM с  более высокими характеристиками по  вязкости и дополнительными ингибиторами окисления. Может быть использована вместо Dexron.
  •  Dexron IIE - GM жидкости для электронных переводов.
  •  Dexron III - заменяет Dexron IIE имеет улучшенные характеристики по окислению и коррозии.
  •  Dexron III (H) - улучшенная версия Dexron III (начало производства 2003г.).
  •  Dexron III / Saturn - специальная жидкость для спецификации Сатурна.
  •  Dexron-VI - введена в 2006 году GM Hydra-Matic 6L80 6-ступенчатая с задним приводом трансмиссии. Dexron VI теперь заменяет Dexron III и II.
  •  Chrysler 7176 - для Chrysler transaxles FWD.
  •  Chrysler 7176D (ATF +2) – имеет улучшенные характеристики по вязкости при низких температурах и стойкости к окислению. Введена 1997 года.
  •  Chrysler 7176E (ATF +3) – применяется  для четырех-ступенчатых автоматических коробок передач (не заменяемые с Dexron или Mercon).
  •  Chrysler ATF +4 (ATE) - введена в 1998 году, ATF +4 является синтетическим и заменяет предыдущие жидкости ATF +3. Используется главным образом для автомобилей 2000 – 2001г. выпуска.Chrysler ATF +4 должны всегда использоваться в транспортных средствах, которые первоначально были заполнены ATF +4.Красная краска, используемая в ATF +4 не является постоянной.  Она может потускнеть и стать коричневого цвета. ATF +4 также имеет уникальный запах, который может меняться с возрастом.
  • Chrysler ATF +5 используется в автомобилях 2002 года выпуска и на более новых моделях.
  • BMW LT7114l или LA2634 - Специальная формула для трансмиссий BMW.
  •  Honda ZL ATF - Специальная ATF для Honda автоматики (кроме CVT приложений).
  •  Mitsubishi Diamond SP-II & SP-Ill - специальные АССАЛХ формула для трансмиссий Mitsubishi, Hyundai также и Kia.
  • Nissan HP / J-Matic - специальная формула для Nissan, Infiniti и Subaru некоторых передач.
  • Toyota Type T, T-III и T-IV - специальные  формула для Toyota, Lexus и Scion.

Кроме OEM жидкостей как правило все производители автомобильных смазочных материалов  изготавливают жидкости ATF , отвечающие тем или иным спецификациям и допускам производителей автомобилей.

Трансмиссионные масла Shell для АКПП:

  • Shell Donax TX. Спецификации / допуски производителей: Voith G607/G1363, ZF TE-ML 03D-04D-14B-16C-17C, GM Allison C-4, Ford Mercon, GM Dexron III). Применяется в автоматических автомобильных трансмиссиях и гидравлических системах, системах гидроусиления рулевого управления, некоторых механических трансмиссиях при тяжелых условиях эксплуатации и повышенных интервалах замены.
  • Shell Donax TA. Спецификации / допуски производителей: Voith G607, ZF TE-ML 03D-04D-11A-14A-17C, MB 236.6, MAN 339 type D, GM Allison C-4, Ford Mercon, GM Dexron IID). Изготовлена на основе минерального масла для автоматических коробок передач различных конструкций, гидроусилителей рулевого управления. Может использоваться в гидравлических системах автомобилей.
  • Shell Donax TM. Спецификации / допуски производителей: MB 236.2, MAN 339 type A, GM Type A Suffix A. Высококачественное масло для автоматических трансмиссий и гидравлических систем внедорожной техники;
  • Shell ATF 3403 M115. Спецификации / допуски производителей: MB 236.10. Представляет синтетическое масло для самых современных автоматических трансмиссий легковых автомобилей MB;
  • Shell LHM-S. Спецификации / допуски производителей: LHM Plus. Shell LHM-S-минеральное масло для гидравлических систем (зеленая окраска) автомобилей Citroen.

В Пункте замены масла имеется в наличии трансмиссионная жидкость ATF SHELL.

Таким образом:

  1. Трансмиссионная жидкость ATF является важным элементом автоматической трансмиссии. Она выполняет  функцию сцепления и передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам.
  2. Трансмиссионные жидкости ATF выпускаются в соответствии со стандартами, разработанными  корпорациями General Motors и Ford.
  3. Как правило трансмиссионные жидкости ATF взаимозаменяемые, но отдельные имеют ограничения по использованию для различных АКПП.

Вам также будут интересны статьи:

  1. Автоматическая коробка передач
  2. А нужно ли менять масло в АКПП ?
  3. Замена масла в автоматической коробке передач.
  4. Аппаратная замена масла в АКПП.

Читайте также другие мои статьи:

Author: Игорь Щербаков

Корабельный механик, старший научный сотрудник, 5 авторских свидетельств на изобретения, 44 научных труда

Share This Post On
468 ad