Нужно ли менять масло в АКПП ?

Нужно ли менять масло в АКПП - актуальный вопрос для владельцев  автомобилей с автоматическими коробками передач.

В статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Почему необходимо менять масло (жидкость ATF) в автоматической коробке передач, даже если на этот счет нет рекомендаций производителя автомобиля.
  2. Как самостоятельно оценить состояние и необходимость замены масла в автоматической коробке передач.

По сравнению с моторным маслом, жидкость ATF в автоматической коробке не подвергается воздействию работающего двигателя. В нее не попадают продукты сгорания топлива. Казалось бы, что при таких условиях эксплуатации жидкость ATF может прослужить сколь угодно долго.

Однако существует как минимум три причины, из-за которых масло автоматической коробки передач приходит в негодность и требует замены.

К этим причинам относится:

  • Физические загрязнители, обусловленные износом за счет трения движущихся элементов коробки (игольчатые подшипники, насосы давления, серво поршни, уплотнители и др.).

Большинство АКПП для поддержания жидкости в чистом виде имеют фильтры. Но они, как правило, являются фильтрами грубой очистки. Мелкие частицы циркулируют вместе с жидкостью и ускоряют износ основных деталей коробки.

Типовые фильтры для ATF имеют значения тонкости фильтрации от 60 до 125 микрон, по сравнению с 20 до 25 микрон для масляного фильтра (для сравнения толщина человеческого волоса около 30 мкм). Такие значения фильтрации обусловлены необходимостью обеспечить достаточную пропускную способность фильтра при низких температурах ATF.

нужно ли менять масло в АКППЭтот рисунок иллюстрирует состояние поддона автоматической коробки передач Tiptronic Audi с пробегом примерно 100 000 км. Обратите внимание на грязь и металлические осадки, которые удаляются из поддона.

Поведение коробки передач при загрязненном фильтре такое же, как при низком уровне жидкости ATF или низкой температуре. Это замедленное переключение на более высокую передачу (коробка становится как бы «задумчивой»).

  • ATF содержит ингредиенты для улучшения стойкости к окислению, модификаторы трения, а также другие присадки, снижающие пенообразование и предотвращающие коррозию деталей коробки. Со временем они теряют свои свойства и изменяют свойства ATF в худшую сторону. Старая жидкость не обеспечивает необходимую производительность автоматической коробки передач, уровень смазки и защиты. Начинаются проблемы в работе АКПП.
  • Тепло является основной проблемой для ATF. Автоматическая коробка передач работает за счет сил трения, а трение, как известно, производит тепло. Спортивный стиль езды, обуславливающий интенсивное переключение передач, буксировка прицепа, езда в горной местности и в городе, приводит к увеличению нагрузки на АКПП, а, следовательно, к росту температуры ATF.

Большинство ATF рассчитаны на работу при температуре около 900 С. При такой температуре пробег автомобиля может составлять десятки тысяч километров. Но если температура жидкости поднимается выше 1000 С , процесс разрушения жидкости увеличивается. При нагреве жидкости до 150 градусов, срок ее службы  измеряется сотнями, а не тысячами километров.  При температуре выше 200 градусов, жидкость теряет все свои свойства в течение 20 - 30 минут! Определено, что каждые 20 градусов увеличения температуры жидкости выше нормы, уменьшают ресурс жидкости примерно в два раза!

Таким образом, утверждение об отсутствии необходимости замены масла в автоматической коробке передач является не логичным и неправильным.

Замена масла в автоматической коробке передач необходима!

Как правило, сроки замены определяются заводом изготовителем автомобиля. Но если они не определены, то большинство специалистов по ремонту и обслуживанию АКПП рекомендуют менять жидкость и фильтр каждые 2 - 3 года или 40000 - 60000 км пробега. При тяжелых условиях эксплуатации и использовании автомобиля для буксировки - один раз в год или каждые 25000 км.

Как показывает практика, проблемы с автоматической коробкой передач начинаются, когда жидкость ATF теряет свои свойства. Поэтому необходимо  самостоятельно производить оценку возможности использования ATF в период меж сервисного интервала.

Экспресс анализ состояния ATF можно произвести по:

  • Цвету;

Если жидкость непрозрачная и имеет темный цвет(или без цветная), значит она старая и загрязнена. Молочно – коричневый цвет и вид эмульсии свидетельствует о присутствии охлаждающей жидкости. Вероятно, в радиаторе охлаждения существует утечка.

  • Запаху;

Если ATF пахнет горелым тостом, это значит, что АКПП была перегрета и жидкость потеряла свои свойства.

  • Внешнему виду;

Наличие пузырьков или пены свидетельствует о том, что коробка передач переполнена ATF. Другой причиной этого может являться использование неправильного типа ATF. Лак на щупе является еще одним свидетельством изношенности жидкости.

  • Работе АКПП;

Медленное или с рыками переключение скоростей передач  говорит о том, что жидкость грязная, а фильтр забит.

  • По результатам теста состояния жидкости на «промокашке».

Суть теста состоит в следующем. Необходимо поместить несколько капель ATF на бумажное полотенце и подождать примерно 30 секунд. Если пятно широко рассеется и будет красного или светло-коричневого цвета, то жидкость находится в удовлетворительном состоянии. Но если пятно не распространилось, и имеет темный цвет, то АТФ окислилась и должна быть заменена.


 

Читайте также другие мои статьи:

Author: Игорь Щербаков

Корабельный механик, старший научный сотрудник, 5 авторских свидетельств на изобретения, 44 научных труда

Share This Post On
468 ad