Классификация трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел производится по SAE и API для определения соответствия характеристик масел требованиям изготовителей автомобилей.

Трансмиссия (transmission-передача) в автомобиле- это совокупность  устройств, соединяющих двигатель  с ведущими колёсами автомобиля, а также  систем, обеспечивающих работу трансмиссии для передачи крутящего момента от двигателя к колёсам и изменения тяговых усилий, скоростей и направления движения.

Существует два вида трансмиссии:

  1. Механическая
  2. Автоматическая

В элементах трансмиссии используются как правило специальные масла.

Функции и свойства рабочих жидкостей для АКПП в данной статье мы рассматривать не будем.

С  этими вопросами можно ознакомиться  в статье Автоматическая коробка передач.Жидкость ATF.

Для трансмиссионных масел разработаны специальные требования и стандарты, которые определяют температурно-вязкостные и эксплуатационные характеристики.

Классификация трансмиссионных масел

 Вязкость трансмиссионных масел.

Вязкость трансмиссионных масел, также как и моторных, определяется по SAE.  Трансмиссионные масла делятся на  классы с индексом W (Winter)- зимние и  летние- без индекса. Все сезонные масла имеют две цифры  и индекс "W".

В легковых автомобилях используются в основном все сезонные масла с низкотемпературными индексами 75W-80W  и высоко температурными от 80 до 110(например 75W-80 и др.)

Спецификация API для трансмиссионных масел.

В системе спецификации Американского института нефти (API)  для классификации эксплуатационных характеристик дифференциальных масел используется GL (Gear lubrication) стандарт. Существуют следующие стандарты:

  • GL-1

для  смазочных материалов, предназначенных для  механических коробок передач, которые эксплуатируются в  условиях, допускающих использование масел на минеральной основе. Допускается использование анти- пенных и окислительных присадок, ингибиторов коррозии. Для улучшения характеристик этих масел также возможно добавление присадок, регулирующих температуру застывания. Модификаторы  трения  в состав масел ,отвечающим требованиям GL1, не входят.

  • GL-2

для смазочных материалов  червячных  передач, которые эксплуатируются в таких  условиях нагрузки, температуры и скорости вращения, при которых  масла стандарта API GL-1  не обеспечивают необходимые эксплуатационные и защитные  характеристики. Масла, отвечающие стандарту GL2 , в своем составе должны содержать противоизносные  присадки, специально предназначенные для защиты червячных передач.

  • GL-3

для  смазочных  материалов, предназначенных для  механических коробок передач, работающих в умеренных и жестких условиях и для червячных  спирально-конических передач, работающих в условиях средних скоростей и нагрузок. Трансмиссионные масла GL-3,  не предназначены для  гипоидных передач и имеют умеренные противозадирные свойства.

  • GL-4

для смазочных материалов предназначенных  для МКПП, раздаточных коробок, спирально-конических зубчатых передач, которые эксплуатируются  при умеренной и тяжелой нагрузке. Высококачественные базовые минеральные масла и присадки могут обеспечить удлиненные интервалы замены масла.

  • GL-5

для универсальных смазочных материалов , предназначенных как для тяжело нагруженных МКПП, так и для мостов и   гипоидных  передач, работающих при различных комбинациях скорости, нагрузки и крутящего момента. Классификация  GL-5 соответствует американской военной спецификации MILL-2105D (ранее MIL-L-2105C) Масла, отвечающие требованиям GL-5, могут использоваться по рекомендациям производителя в ведущих мостах оснащенных дифференциалами повышенного трения.

Примечание

Стандарт GL-6 был разработан для гипоидных передач. Требованиями по защите от задира, износа, высоких температур и износа превосходили требования GL-5.  В настоящее время стандарт GL-6 отменен, а требования введены в GL-5.

  • MT-1

определяет требования к смазочным материалам для  механических коробок передач  автобусов и грузовиков. Смазочные материалы, отвечающие требования API MT-1,  обеспечивают защиту от воздействия высоких температур, изнашивания и разрушения уплотнений.  Масла спецификации MT-1  не совместимы  с моторными  маслами.

Рекомендации по выбору трансмиссионных масел

При выборе трансмиссионного масла необходимо исходить  из:

  1. Рекомендаций завода изготовителя автомобиля
  2. Класса вязкости по SAE
  3. Классификации по API.

Важный момент: в легковых автомобилях используются трансмиссионные масла только групп GL-4, GL-5.

Причем масла GL-4 предназначены  для МКПП, а для главных передач масла класса GL-5.

В Пункте замены масла  производится замена  масла в механических коробках передач и мостах.

Для замены используются трансмиссионные масла SHELL.

Актуальный ассортимент трансмиссионных масел SHELL SPIRAX, позволяет произвести замену масла без предварительной записи на большинстве современных автомобилях.

 

 

Читайте также другие мои статьи:

Author: Игорь Щербаков

Корабельный механик, старший научный сотрудник, 5 авторских свидетельств на изобретения, 44 научных труда

Share This Post On
468 ad