Автоматическая коробка передач

автоматическая коробка передач

Только  автомобили с паровыми двигателями не нуждались  в коробке передач.

Обладая замечательными тяговыми характеристиками, паровой двигатель только за счет количества поданного через дроссель пара   приводил автомобиль в движение и обеспечивал плавность хода  на всех скоростях без каких либо дополнительных устройств.

Но век паровых автомобилей был недолог.

Мировое автомобилестроение пошло по пути использования двигателей внутреннего сгорания.

Двигатели внутреннего сгорания  по сравнению с паровыми  двигателями имеют более высокий коэффициент полезного действия.

Для современных моторов его значение может достигать в режиме оптимального соотношения числа оборотов и нагрузки 20-25% . Но несмотря на такие высокие показатели, до настоящего времени как бензиновые, так и дизельные  двигатели   не смогли превзойти по тяговым характеристикам паровые машины паровоза.

Под тяговыми характеристиками двигателя понимается зависимость  мощности и крутящего момента от числа оборотов.

Двигатели внутреннего сгорания при низких оборотах имеют наименьшую мощность.

По мере их роста  мощность возрастает и достигает максимального значения на числах оборотах, называемых оборотами максимальной мощности. Для каждого двигателя эти значения индивидуальны, но для большинства современных двигателей они находятся в районе   2500-3500 об/мин.

  Крутящий момент, создаваемый двигателем в диапазоне рабочих чисел оборотов,  изменяется в меньшей степени.  Наибольшее его значение  приходится   на обороты максимальной мощности.

Для оптимизации  тяговых  характеристик двигателя к реальным условиям использования автомобиля (начало движения, интенсивные ускорения при разгоне и обгоне, изменение нагрузки на двигатель при движении на подъеме или по бездорожью и др.) служит коробка передач.

Конструкция коробок передач развивалась  и совершенствовалась одновременно с автомобильными моторами только с одной целью - обеспечить   работу двигателя на оборотах максимальной мощности путем плавного изменения передаточного отношения между ведущими колесами и двигателем автомобиля.

Техническая   эволюция   коробок передач привела к тому, что в настоящее время  на автомобилях используются два тип коробок передач.

Типы автомобильных коробок передач

  1. Механические коробки передач (МКП)
  2. Автоматические коробки передач (АКП).

МКП самая простая конструкция, надежность которой проверена временем, кроме того имеет низкую стоимость. Тенденция увеличения количества передач обусловлена  сужением рабочего диапазона современных двигателей.

Из всего многообразия  автоматических трансмиссий, используемых на современных автомобиля, можно выделить следующие АКП:

  • роботизированная;
  • роботизированная DSG;
  • гидромеханическая;
  • вариатор.

Не  вдаваясь в тонкости конструкции  выше перечисленных автоматических коробок передач, выделим только их характерные особенности и основные принципы работы:

  1. Роботизированная АКП -  это механическая коробка передач, в которой все действия по работе сцепления и изменения передаточного числа выполняет исполнительный механизм (робот) под управлением электронной системы.
  2. В роботизированной DSG АКП для обеспечения быстрого и плавного изменения передач имеется в   два сцепления и два первичных вала. Один комплект работает, а второй готов почти мгновенно включиться.
  3. В гидромеханической коробке передач сцепление отсутствует. Крутящий момент от двигателя передается  при помощи гидротрансформатора.
  4. Вариатор -  конструкция, которая в наилучшей степени обеспечивает соответствие крутящего момента и условий движения автомобиля. Это достигается за счет  шкивов конического вида связанных между собой цепью. Цепь стальная, пластинчатая. Шкивы состоят из двух частей. Во время движения они сближаются или расходятся, при этом   изменяется диаметр шкива, что и  определяет  изменение передаточного числа.   

Так сложилось, что чаще всего за конкретной моделью автомобиля закреплен один единственный тип АКП.

Такие производители, как Форд, Опель используют гидромеханические АКП (Фокус, Астра).

На автомобилях французских производителей Ситроен (С1), Пежо( 207) устанавливаются роботизированные АКП.

Фольксваген (Гольф)  и Мицубиси (Эволюшен) разрабатывают и внедряют  роботизированные  DSG АКП.

На Ауди (А4), Ниссан (“Кашкай”), Субару (Легаси) установлены вариаторы.

Разобравшись в типах АКП и их основных конструктивных  особенностях, можно перейти к рассмотрению  очень важной составляющей  автоматической трансмиссии  - так называемой жидкости ATF(Automatic Transmission Fluid).

Продолжение следует.

Читайте также другие мои статьи:

Author: Игорь Щербаков

Корабельный механик, старший научный сотрудник, 5 авторских свидетельств на изобретения, 44 научных труда

Share This Post On
468 ad