Тормозная жидкость | Основные понятия

Тормозная жидкость используется в гидравлических тормозных системах легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, а также мотоциклов.

Вам также будут интересны  статьи дополняющие эту тему:

  1. 10 важных проверок автомобиля.
  2. Термины | Определения
  3. Классификация трансмиссионных масел

Тормозная жидкость служит для передачи усилия ноги водителя на педаль тормоза через главный тормозной цилиндр с суппортами для того, что бы прижать тормозные колодки к тормозным дискам.

Сила ноги водителя умножается на механическую степень педали и гидравлический коэффициент главных цилиндров, усилителя и поршня суппорта.

Тормозная жидкость также используется в    гидравлических системах сцепления автомобиля.

Тормозная система работает только тогда эффективно, когда в ней используется несжимаемая жидкость.

По законам термодинамики при работе тормозной системы выделяется большое количество тепла (энергия движения превращается через трение в тепло), которое может приводить к закипанию тормозной жидкости и выделению  газа.

Жидкость становится как бы “губчатой и сжимаемой”.

Эффективность торможения при этом стремится к нулю.

Для эффективной работы при отрицательных температурах, тормозная жидкость  должна  сохранять свою текучесть .

Эти требования исключают возможность использования жидкостей на водной основе.

Химический состав тормозной жидкости должен обеспечить:

  • высокую температуру сухого и влажного кипения;
  • заданную вязкость (текучесть)  при низких температурах;
  • стойкость к старению;
  • широкий диапазон рабочих температур;
  • совместимость с уплотнительными материалами.

Основные свойства тормозных жидкостей определяются следующими спецификациями:

  • SAE J1702, J1703, J1704
  • ISO 4925 класса X, X = 3,4 .....
  • FMVSS № 116 - Федеральный стандарт безопасности автотранспорта;
  • JIS K2233 класса X, X = 3,4 -  промышленный стандарт Японии;
  • ATE DOT-X, X = 3,4,5.1 - оперативные стандартные приложения;

Аббревиатура означает департамент США по транспорту (DOT). DOT стало общим названием для спецификаций тормозных жидкостей.

Жидкости отвечающие требованиям DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 – это жидкости, изготавливаемые на основе полиэтилен гликоля, а жидкости DOT 5 имеют силиконовую основу.

Жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1  гигроскопичны и  поглощают воду и влагу из атмосферы.

Это свойство ухудшает рабочие характеристики жидкости за счет:

  • снижения температуры кипения тормозной жидкости;
  • уменьшения гидравлического КПД;
  • увеличения вязкости при низких температурах;
  • роста коррозийной активности.

Основным преимуществом жидкостей на основе гликолей является то, что их сжимаемость даже при нагревании в два раза ниже, чем у жидкостей на основе силикона.

Это свойство повышает эффективность тормозной системы и усиливает ощущение “жесткости” педали тормоза.

Тормозные жидкости (силиконовые) спецификации DOT 5(силиконовые) гидрофобные и несовместимы с   жидкостями на основе гликолей (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.)

Тормозные жидкости спецификации DOT 5 :

  • имеют высокую температуру кипения за  счет отсутствия,  так называемого влажного кипения;
  • не впитывают влагу;
  • не агрессивны к лакокрасочным покрытиям;
  • имеют стабильные вязкостные характеристики при экстремальных температурах.

Для обеспечения нормальной и безопасной работы тормозной системы тормозная жидкость должна меняться 1 раз в два года.  Частичная замена жидкости  не может компенсировать необратимые изменения, происходящие при старении жидкости.

При работе с тормозными жидкостями необходимо знать:

  • тормозная жидкость токсична и горюча;
  • тормозную жидкость не следует заливать в гидропневматическую систему автомобиля;
  • емкости для хранения тормозной жидкости должны быть  чистым и герметичными;
  • ингредиенты тормозной жидкости имеют сильное коррозионное воздействие на лакокрасочное покрытие автомобиля. При попадании  на автомобиль, жидкость необходимо удалить.

Рекомендации по смешиванию тормозных жидкостей:

  • DOT 3 можно смешивать с DOT 4
  • DOT 3 и DOT 4 также может быть смешан с тормозными жидкостями DOT 5.1 спецификации;
  • DOT 5 несовместима с другими жидкостями DOT (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.) ;
  • для доливки, может быть использована тормозная жидкость любого коммерческого бренда (при условии отсутствия специальных ограничений).
  • при  замене тормозной жидкости возможно использовать   жидкость с более высоким индексом DOT (например, DOT3 может быть заменен DOT4).

Таким образом, из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

  1. Для эффективной работы тормозной системы необходимо производить замену тормозной жидкости не реже 1 раза в 2 года.
  2. Жидкости класса DOT3, DOT4 и DOT5.1 совместимы (если иное не оговорено производителем).
  3. Жидкости DOT5 имеют силиконовую основу. Смешивание с  жидкостями других спецификаций не допускается.

Читайте также другие мои статьи:

Author: Игорь Щербаков

Корабельный механик, старший научный сотрудник, 5 авторских свидетельств на изобретения, 44 научных труда

Share This Post On
468 ad