Чем грозит Евро-5 российским автовладельцам

В статье рассмотрим следующие вопросы:

1. Какие стандарты  по экологии для автомобилей актуальны в России и Европе.

2. Сажевые фильтры. Устройство и эксплуатация.

3. Моторные масла Low SAPS. Спецификации и рекомендации по использованию.

Экологические стандарты

Транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания  являются мощными источниками загрязнения окружающей среды.

По данным аналитического агентства Автостат к  2035 году количество автомобилей во всем мире удвоится и достигнет 1,7 млрд. экземпляров.

Для снижения вредного воздействия  автомобилей на окружающий нас мир,  разработаны экологические нормы и требования, которые приняты большинством стран Европы и США.

Требования Евро-1, 2, 3, 4, 5 – это экологические стандарты определяющие содержание вредных веществ в выхлопных газах (углекислый газ, оксиды азота и углеводороды, и др.).

Стандарт Евро-5 в странах Евросоюза действует для грузовиков с октября 2008 года, для легкового транспорта с сентября 2009 года.

В России на автомобили до сих пор действуют нормы Евро-3, на вновь ввозимые автомобили Евро-4, а с января 2013 – Евро-5.

Теперь разберемся  к каким последствиям для российских автовладельцев  приведет  введение в действие европейских стандартов.

1. Получить ПТС и поставить на учет вновь ввезенный автомобиль без соответствующего подтверждения экологического класса будет не возможно в целом, но в частности наверняка найдутся какие- нибудь способы решить эту проблему для Российских условий.

2. Выполнение стандарта Евро-5  впервые поставило задачу перед производителями автомобилей обеспечить 80% снижение в выхлопных газах содержания твердых частиц или сажи.

Это достигается путем включения   в выпускной тракт двигателя систем рециркуляции отработанных газов в комплексе с  трёхкомпонентными нейтрализаторами в автомобилях с бензиновыми двигателями и  с дизельными - сажевых фильтров DPF(Diesel Particulate Filter).

Данные системы безусловно приведут к удорожанию   эксплуатации  и ремонта автомобиля.

В условиях России   это связано прежде всего с тем, что до настоящего времени  по топливу действует  давно устаревший стандарт Евро-2, допускающий высокое содержание серы.

Легко догадаться, что с таким топливом нагрузка на  системы очистки выхлопных газов  будет высокая, обслуживание затратное, а технический ресурс ограничен.

В связи с этим:

1. Оцените для себя необходимость  приобретения автомобиля с сажевым фильтром с учетом топлива Евро-2 и эксплуатации  при   частых режимах стоп/старт (городской цикл).

2. Если вы все же стали счастливым обладателем автомобиля с установленным на нем DPF, то перед  началом эксплуатации  важно прочитать в соответствующем разделе инструкции на транспортное средство, о том  какие действия следует предпринять при загорании сигнальных ламп сажевого фильтра,  и как должен быть адаптирован ваш стиль вождения для обеспечения максимальной эффективности DPF и длительности его жизненного цикла.

3. Сажевый фильтр, как и любой другой фильтр длительного использования для поддержания заданной пропускной способности  должен регулярно подвергаться чистке.

4. Масляный сервис автомобиля должен осуществляться с использованием специальных масел с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы, так называемые масла Low SAPS.

Сажевые фильтры. Устройство и эксплуатация.

Процесс чистки DPF называется регенерацией.   Накопленная или удержанная  сажи в фильтре выжигается при высокой температуре.

В автомобилях процесс очистки сажевого фильтра осуществляется пассивными и активными способами.

Пассивная регенерация происходит автоматически за счет температуры выхлопных газов  на высоких числах оборотах двигателя.

Однако условия эксплуатации автомобиля не всегда могут обеспечить необходимые условия для сжигания золы.

Поэтому в системе активной регенерации, функцию управления двигателя осуществляет бортовой компьютер.

Когда количество сажи в фильтре достигает установленного лимита (около 45%), компьютер  вносит  изменения в момент впрыска топлива для увеличения температуры выхлопных газов для инициации регенерации.

В инструкциях по эксплуатации  автомобилей с DPF  рекомендуется при загорании сигнальной лампы о заполнении фильтра  для осуществления цикла регенерации обеспечить движение автомобиля  со скоростью более 80 км/час не менее 10 мин., а также  использовать движение накатом.

При достижении величины заполнения фильтра (примерно75%), на приборной панели загораются  дополнительные световые сигналы или комбинация сигналов (например, у VW загорается лампа сажевого фильтра, а лампа свечей накаливания начинает мигать). Это будет свидетельствовать о необходимости  обращения  к дилеру или в сертифицированную мастерскую для регенерации сажевого фильтра в условия автосервиса.

В зависимости от конструкции фильтра и используемой методики процедура чистки может заключаться в демонтаже выхлопной системы и прожига активной части фильтра в специальных печах в течении нескольких часов ( до 5 ч.)

Российский вариант решения проблемы - механическое удаление сажевого фильтра. Но даже такой вандальный ремонт с корректировкой программы бортового компьютера обойдется вам  8000-12000 руб.

Для лучшего понимания конструкции сажевого фильтра и принципов его чистки посмотрите, подготовленный WV видео:

 

Моторные масла Low SAPS. Спецификации и рекомендации по использованию.

Требования к смазочным материалам Low SAPS появились в связи с необходимостью   обеспечения нормальной работы  компонентов снижения токсичности выхлопных газов.

Если при сжигании моторного масла будет оставаться слишком много остатков, то тонкие поры сажевого фильтра  или пластины каталитического нейтрализатора быстро засоряться, и их ресурс резко уменьшается.

Обычные высокопроизводительных моторные масла имеют высокую концентрацию метало-органических активных веществ, которые применяются в качестве присадок.

В течение долгого времени считалось, что  чем больше кальция, магния, бора, цинка, фосфора и серы в моторном масле, тем лучше  его общее щелочное число (TBN), характеризующее защиту деталей двигателя  от износа и моющие свойства масла.

Для масел Low SAPS   разработаны совершенно новые пакеты присадок для того, чтобы совместить выполнение требований по содержанию в масле вышеперечисленных веществ с требованиями по удлинённому интервалу замены масла, снижению трения и  защиты от износа.

ACEA (Европейская ассоциация автомобильных производителей) устанавливает стандарты для моторных масел в Европе.

Ее спецификации, характеризующие зольность  масел, начинается с 'C'

В настоящее время  ACEA разработаны спецификации - С1, С2, С3, С4.

Более высокий индекс С не определяет лучшие характеристики масла. Просто,  масла имеет разную зольность и предназначены для использования в определенных двигателях.

При выборе подходящего моторного масла, Вы всегда должны соблюдать требования и рекомендации завода-изготовителя.

Необходимо отметить:

1. Масла Low SAPS корректно работают  с топливом, предназначенным для  двигателей с системами нейтрализации отработавших газов, т.е. с топливом с низким содержанием серы.

2. Добавления каких либо присадок в масло Low SAPS  принципиально запрещено, поскольку такие добавки всегда увеличивают зольность.

3.Использование рассматриваемого  типа масел целесообразно в двигателях с традиционными системами выпуска. Однако для старых моторов ( например, без гидрокомпенсаторов) существуют ограничения ACEA по применимости.

4. Масло Shell Helix Ultra Extra относится к маслам Low SAPS и соответствует спецификациям ACEA C2, C3.

Данное масло входит в постоянный ассортимент смазочных материалов SHELL Пункта замены масла.
Стоимость можно узнать на странице Цены.

Выводы:

1. Системы нейтрализации вредных веществ в выхлопных газах автомобилей  являются инновационными системами, позволяющими выполнять мировые требования по экологии.

2. В России, из-за низких требований к топливу по содержанию серы ресурс эффективной работы сажевых фильтров для дизельных и трехходовых нейтрализаторов для бензиновых двигателей, будет ограничен.

3. Моторное масло Shell Helix Ultra Extra  является  маслом категории Low SAPS и соответствует спецификациям ACEA C2, C3  и рекомендовано для масляного сервиса современных автомобилей с системами очистки выпускных газов.

4. Приобрести и заменить аппаратным способом масло Shell Helix Ultra Extra можно в Пункте экспресс замены масла  по адресу:  г. Пушкин, ул. Гусарская, дом 18.

Читайте также другие мои статьи:

Author: Игорь Щербаков

Корабельный механик, старший научный сотрудник, 5 авторских свидетельств на изобретения, 44 научных труда

Share This Post On
468 ad